Пути объезда

Friday, 29 April 2016 09:05

В начале года Россия оказалась фактически отрезанной от сухопутного грузового сообщения с Европой. Сначала Польша внезапно потребовала от нее уменьшить квоты российских перевозчиков на своей территории, что привело к временной остановке грузоперевозок между двумя странами. Затем появились вопросы по грузовому сообщению между Россией и Украиной — причиной послужил указ президента РФ об ужесточении правил грузового транзита украинских фур. Оба вопроса удалось урегулировать в течение нескольких дней: 12 февраля Киев и Москва пришли к соглашению по обмену квотами на грузоперевозки, а с Варшавой российские власти обещали сесть за стол переговоров до 15 апреля, временно продлив соглашение о перевозках. Компромисс с поляками был достигнут раньше запланированного срока — 1 апреля, однако стороны договорились об обмене квотами только до конца текущего года, а новое соглашение между двумя странами пока не подписано.

Альтернативные маршруты

Международные логистические компании уже рассматривают альтернативные пути объезда на случай, если сторонам не удастся быстро договориться о новом соглашении. Россия не может оперативно урегулировать вопрос о грузоперевозках с соседними странами уже не впервые, поэтому некоторый опыт у перевозчиков по поиску альтернативных маршрутов есть. Например, с 10 января по 7 февраля 2011 года было прервано сообщение с Польшей. Из-за отсутствия договоренностей по обмену разрешениями российские и польские грузовики почти месяц были вынуждены ездить через Украину или страны Прибалтики.

Директор подразделения GLobal Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов в беседе с корреспондентом РБК+ заявил, что перевозка грузов между Европой и Россией из-за конфликта интересов не остановилась ни на день. «Применялись несколько альтернативных вариантов. Например, доставка грузов транзитом через Белоруссию, используя процедуру таможенного склада — когда польский или украинский перевозчик доставлял товар до одного из таможенных складов на территории Белоруссии, перегружал на белорусский или российский трак и доставлял по таможенному транзиту во внутреннюю таможню РФ», — рассказывает Алексей Мисаилов.

Некоторые логистические компании прибегли к услугам белорусских перевозчиков, однако их количество оказалось недостаточно, чтобы покрыть потребности российского рынка. По словам Алексея Мисаилова, среди вариантов объезда Польши и Украины значатся страны Прибалтики, но здесь есть свои нюансы. «На этом направлении мы видели увеличение стоимости перевозок и большие очереди на границах. Паромное сообщение по Балтийскому морю — один из альтернативных вариантов, но даже дополнительный паром «Санкт-Петербург» лишь частично сможет решить данную проблему. Транспортным компаниям сложно быстро переключиться на этот альтернативный маршрут. При этом места на паромах были давно забронированы», — отмечает Мисаилов.

По мнению генерального директора логистической компании Free Lines Алексея Наджара, в случае если Варшава и Москва не смогут прийти к общему знаменателю, осуществлять перевозки из Европы в Россию будут только латвийские и белорусские перевозчики, так как на них запреты не распространяются. «Российские владельцы грузовых автомобилей, работающие на направлении Европа — Россия, просто разорятся», — резюмирует эксперт. При этом в логистических компаниях отмечают, что любое отклонение от стандартного маршрута предполагает увеличение стоимости и сроков доставки товаров. «При острой нехватке свободного подвижного состава включаются спекулятивные механизмы, стоимость перевозки может увеличиваться уже в разы», — прогнозирует Алексей Мисаилов.

В компании Free Lines подсчитали, что стоимость перевозок при существенном отклонении от стандартного маршрута вырастет максимум на 10%. Это объясняется тем, что на данный момент российские перевозчики — самые дешевые в Европе из-за девальвации рубля, а доля рынка у них по-прежнему небольшая — порядка 20–25%.

Источник: РБК+

Вы собираетесь осуществить экспортную поставку? Обратитесь к нашим специалистам по телефону +7-351-260-84-87 или оставить заявку. Международная поставка пройдет Точно. В срок.